среда, 25 декабря 2013 г.

Прекрасный и одинокий разум.

-Все дело в том, что я не люблю людей. И это взаимно.
-Неужели? Несмотря на твой ум и шарм?
фильм "A beautiful mind"

Как пишут на лурке: "Статья полна любви и обожания". Так что не будет тут ехидства, подколов и пинков в филе создателей фильма. Зато, создавая обзор по одному из любимых фильмов, я могу высказать те мысли, на которые кино натолкнуло.
Помню первое впечатление о фильме.
Величие разума... Неординарного. Сильного. Честного. Умеющего выходить за привычные плоскости восприятия и познания. Не будет ли он обречен на непонимание? На одиночество? Не вызовет ли такой разум лишь страх у окружающих? Как жить, когда все твое восприятие мира - другое? Когда никто, буквально никто не способен видеть мир таким же, как видишь его ты... Как жить, если твои четкие и упорядоченные действия кажутся другим всего лишь жалким безумием?
Я трепетно люблю этот фильм. Для меня это один из эталонов того, каким должно быть настоящее кино. Огромная, идеально гармоничная работа.
Единственное, что заставляет морщиться, так это работа наших исключительно блестящих переводчиков. Вместо "Прекрасного разума" мы получили, несомненно более продающееся, но убивающее идею, название "Игры разума". Интригует, может, и больше, но из целостного букета выпадает.

Фильм снят по мотивам книги Сильвии Назар, которая с безграничным вниманием к деталям, создала биографию одного из самых талантливых ученых двадцатого века - Джона Форбса Нэша. Ученого, работа которого была отмечена Нобелевской премией только спустя сорок пять лет. Представьте, в двадцать один год вы пишите диссертацию, но настоящее признание получаете только спустя сорок пять лет.
И хотя фильм имеет значительное количество расхождений с реальной биографией Нэша, а Назар вообще заявила, что сам образ ученого был искажен, хочется все же отдельно подчеркнуть, насколько трогательной вышла экранизация. Выверено-точной, изящной. Попробуйте снять фильм про ученого, о котором 99% людей никогда не слышали, который не был ни добрым, ни злым, который в популярной культуре следа не оставил. Да к тому же страдал параноидальной шизофренией.

Но ведь получилось. И я не встречал еще пытливого ума, способного ценить необычное, который отозвался бы о фильме пренебрежительно. Да, были негативные отзывы, но, что характерно, от критиков вроде Брашинского, чей собственный вклад в кино весьма специфичен и наиболее ярко представлен пятым сезоном "Убойной силы". Стоит ли удивляться, что "Игры разума" показались ему скучными? Создатель очередного куска саги про оперуполномоченных убойного отдела грозил "Играм разума" "Оскаром" за скучность. На самом деле "Оскара" у фильма было четыре. В том числе - "Лучший фильм". Вот такая вот история о том, как киноакадемия не оправдала прогнозы Михаила Иосифовича.
Фильм, конечно же, не стоит смотреть с перемотками. Вот честно, если вам захотелось его пролистать - лучше сразу закройте окно видеоплеера. Просто фильм не для вас. А для меня этот фильм если и не шедеврален, то весьма близок к этому. Его нужно смотреть вдумчиво и под настроение. Это не легкая киношка, которой можно заткнуть два часа времени под пиво и ржач. Смотреть это кино без подключения мыслительных функций головного мозга - совершенно расстраивающее занятие. Возможно, именно поэтому часть народонаселения не сможет оценить фильм в принципе. Для меня фильм оказался близок к "Легенде о пианисте" - уникальному фильму, играющему на моих нервах, как, пожалуй, ни один другой.
Брайн Грейзер - продюсер, выкупивший права на экранизацию, оказался мужиком серьезным. И подход у него тоже был серьезный. На момент появления "Игр разума" он для меня уже отличился старым-добрым "Апполон-13". Начал продюсер с весьма логичного шага - поиска режиссера, после долгих переговоров, массы кандидатур и взаимных уступок, сошлись на Роне Ховарде. К этому времени у Ховарда уже было две "Эмми" и множество номинаций на "Оскара", так что выбор получался обоснованным.
Потом подбирали сценариста. И подобрали более чем удачно - Акива Голдсман не просто был хорош. Он еще и работал врачом, разрабатывая, помимо прочего, методики психологической реабилитации. Это он сумел построить сценарий таким образом, что мы видим всю историю глазами Нэша, во всей красоте его дивного разума. И во всем его безумии, частью которого становимся и мы сами.
Нэш в жизни и в кино
Следующей проблемой был подбор актера на главную роль. И вот тут список возможных исполнителей начинает удивлять. Предполагались: Брюс Уиллис, Кевин Костнер, Джон Траволта, Том Круз, Джон Кьюсак, Мартин Шин, Николас Кейдж, Алек Болдуин, Шон Пен, Мел Гибсон, Гэри Олдмен, Киану Ривз, Джонни Деп и Роберт Дауни-младший, который к тому времени еще не был "Железным человеком". Но вкусы у создателей фильма были такие, что они хотели лучшее и сразу. А съемки начинались на следующий день после вручения "Оскара", где был отмечен "Гладиатор", так что все же уговорили Рассела Кроу. И тот, надо сказать, не подвел.
Музыку создавал Джеймс Хорнер и тут нет и не может быть претензий. Музыкальная составляющая велоколепна. Она наилучшим образом дополняет игру актеров и операторскую работу. Очень красиво и душевно. Такое в последнее время встречается, к сожалению, крайне редко.
Теперь именно о фильме. С Кроу, как я и говорил, не прогадали. Он великолепен. От наивной, самоуверенной прямодушности до вспышек гнева на собственную беспомощность. Нэш занимался теорией общей динамики, пытался объять необъятное, пытался объяснить общую схему. Ученый был фактически лишен чьей-либо поддержки, а его "коллеги" занимались куда более прозаичными вещами,  не требующими радикально-новых подходов, а потому добивались успехов значительно быстрее. Нэшу же приходилось буквально проламываться сквозь привычное математикам пространство для выявления новых закономерностей да еще и постоянно доказывать окружающим право на жизнь своих разработок. Все его мучения Кроу передал великолепно. Игра актеров вообще безукоризненна, но Кроу и Пол Беттани вообще выше всех похвал.
Да, фильм многое не показал, а многое приукрасил. Но так изумительно показать красоту и одиночество прекрасного разума удается в кинематографе не часто.
Знаете, тут возникает, опять же, некоторая аналогия с "Легендой...", на которую я точно еще сделаю обзор и с "Человеком дождя". Человек, который мыслит в другой плоскости, просто обречен на одиночество. Даже, если у него есть успехи признание - он остается одиноким, потому что никто не видит мир его глазами, не охватывает его разумом. Он не хуже и не лучше других. Просто он иной. Он мыслит иначе. Последовательность его рассуждений может показаться нам безумной, но она бесконечно оправдана и целесообразна в рамках его мышления. И ученый с официально подтвержденной шизофренией (кто бы мог подумать?) доказал знаменитое "равновесие Нэша", которым пользуются и менеджеры, и экономисты, и политики, и психологи. Несмотря на прогрессирующую болезнь, между прочим.
Нэш. 2007 год
Его диагноз в реальности был - параноидная шизофрения. Не находите горькой иронии? Человек с нарушением мыслительных функций сумел вывести формулу, дающую шанс на баланс? Так называемые "нормальные" - не смогли. А психически больной одиночка - смог. Он все же объял необъятное. Нашел общую формулу, полную и настоящую мат-модель которой, я просто не в состоянии себе даже просто представить.
Я не буду пересказывать весь сюжет. Фильм достоин просмотра, я не хочу портить его спойлерами. "Игры разума" вдохновляют, подталкивают... и учат.
Нет никакой "нормальности". Нет никакой черты. Выход за плоскость - прежде всего гениальность, а не ущербность. Кто знает, какие миры и возможности способны открыть нам те, кого в обществе принято пренебрежительно называть "психами"?
Шляпник, несчастная жертва отравления парами ртути, был прав. Нормальность - поразительно скучна. И абсолютно бесполезна при малейшем выходе из примитивного бытового уровня.
P.S. Нэшу отказали в возможности прочитать "Нобелевскую лекцию", опасаясь его состояния. Он живет в Принстоне и продолжает работу в области математики. Ему 85 лет.

2 комментария:

  1. Конечно есть оригинальное название фильма, но для меня он навсегда останется как "Игры разума". Не согласен, что это название убивает идею. Как раз наоборот - считаю, что оно раскрывает ее. Мозг очень сложная структура, а процессы в нем происходящие еще сложнее. И я говорю не о электро-химических реакциях происходящих в ЦНС, а о результате этих процессов. Как то читал книгу одного профессора который занимался созданием искусственного интеллекта (искусственного разума (ИР))... увы не помню его имя и фамилию. Так вот, в самом начале он задал поразительно точный вопрос заставляющий взглянуть на проблему создания ИР с несколько другой стороны: "А зачем клетке мозг?". В контексте имелось ввиду "зачем клетки в результате эволюции собрались в такую сложную структуру как мозг?". Голод.
    "Прекрасный разум"... "Прекрасный ум"... это почти ни о чем не говорит кроме как о... "ах, какой же умный этот человек".
    Но о чем же фильм? Не уже ли об этом?
    Ты метко заметил, что человек, обладающий разумом героя фильма, мыслит в другой плоскости, и что никто не видит мир его глазами. Но фильм как раз прекрасен тем, что пытается нам это показать. Показать восприятие мира на пике вдохновения и озарения... Восприятие, когда видишь мир гораздо шире, вне штампов, за гранью "нормальности". Голодный разум...
    " - Нэш, гуляешь задом наперед?
    - Пытаюсь определить алгоритм движения птиц."(с)
    ...но у такого голода часто бывают и побочные эффекты. Гениев часто терзают разные демоны.

    Есть еще одно... борьба разума с самим собой... испытание... на что он (мой разум) способен?
    "- Нэш? Кто выиграл: ты или ты?" (с)

    Так что для меня это именно "игры разума" и никак иначе. )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По поводу названия у каждого, видимо, своя точка зрения. Для меня "прекрасный" - это не просто красивый. Не просто обозначение ума. Это нечто большее. Для меня тут ирония. Разум больной, с искаженным восприятием оказался как раз совершенным. Вот он. Не идеальный. Прекрасный.
      Фильм дает возможность подсмотреть... но это ведь только капелька того, другого мира. И у каждого, кстати, свой.

      Удалить