вторник, 6 августа 2013 г.

Черный ястреб


Откровенно говоря, первым «правильным» фильмом про войну для меня было «Спасение рядового Райана». Применяя термин «правильное», я не говорю про отсутствие пафоса, на который в условиях реальных боевых действий не хватает ни времени, ни желания. Я говорю о том, что войну показывают без красивостей. Без супергероев, без стрельбы из минигана с руки, без анлимных патронов, гениальных командиров и прочих загогулин, столь милых сердцу многих режиссеров. Немногие решаются показать войну такой как она есть, да и не удивительно — это весьма неаппетитное зрелище. Кровь (а не кетчуп), разорванная плоть, боль.


Итак, есть определенная планка качественного кино про войну. Дотягивает ли до этой планки «Черный ястреб»?
Начнем с того, что это один из немногих относительно адекватных фильмов про более или менее современный военный конфликт. За основу взяты реальные события, которые отображены достаточно точно (не считая неизбежных ляпов) и показаны, как не странно, без какого-то однозначного вывода, про "демократия - это зашибись". То есть про это тоже есть, просто в фильме много пусть и не всегда бросающихся в глаза, но весьма заметных намеков на двусмысленность происходящего. Одни разговоры с оружейным бароном или лидером ополченцев чего стоят.
По поводу отображения реалий войны — команда постаралась. И постаралась на славу. Можно было не сомневаться, что искусственной крови Скотт не пожалеет. Но ведь кровь нужна там, где она нужна, а не повсеместно. Будет ли соблюдена умеренность? С некоторым удивлением я отметил, что передозов не было. У слабонервных персон просмотр фильма способен вызвать резкое бледнение, но в данном случае — это признак реалистичного отображения войны. Чувствуется, что военные консультанты свои кровные баксы на съемках получали не зря. Актеры ("дельта» и «рейнджеры») двигаются вполне толково, палящих в полный рост на открытой местности придурков в кадре не заметил. Используются укрытия, стрельба из-за угла, гранаты и подствольники. Очередей на всю обойму тоже нет, что радует. Нет суперснайперской стрельбы и килотонных взрывов от гранат.
Работа оператора и монтаж достойны отдельных похвал. Ракурсы отличные, фильтры уместны, словом — безупречно. Особо порадовало, что на весь фильм компьютерные эффекты применили в одном месте - падение вертушки. Все остальное реальные взрывы и разрушения. Более того, нет «ненужных», натянутых кадров. Камеру колбасит, но колбасит соответственно ситуации, взгляду невидимого протогониста. Здесь нет неуместных рывков и дерганий, как в "Битве за Эл-Эй". Все сделано со вкусом. «Поводок» гранаты заметил только один раз и то, нажав паузу.
То же самое касается и звука. Очень рекомендую смотреть с достойной звуковой техникой, способной отобразить все прелести, любовно отработанные создателями. Стреляет, взрывается и ломается очень реалистично. Еще пара слов про пиротехнический момент. В фильме нет взрывов а-ля «бочка с бензином с сарае». Взрывы гранат, ракет, мин — на пять с плюсом. Если вы любитель фильмов, в которых машины взрываются, словно радиоуправляемый фугас, то данная работа вас разочарует. Никто не совершает геройств с простреленными конечностями. Один мой знакомый недоуменной заметил, что упали, дескать, трое, а ранен только один. Чего падали, спрашивается? Есть такие явления как «ударная волна» и «контузия». Ну и еще страх. А у хорошего солдата вовремя зарыться носом в землю — рефлекс: сокращает вероятность поражения осколками и взрывной волной. Музыка. Банальным "великолепно" этого не передать, что не удивительно, учитывая вот какой факт: над фильмом колдовал лично сам Ханс Циммер.


К военной технике претензий нет. Оружие, снаряжение, ездящее и летающее — выше всяких похвал.
Теперь о том, что бросилось в глаза резко и неприятно. Рейнджер-эпилептик это, конечно, нонсенс. Так что тут мне остается только развести руками. Попытка внести элемент «забавности» выглядит неестественно. Подбор актеров, далеко не всегда адекватен. Безупречно, с моей точки зрения, отработал Том Сайзмор (полковник МакНайт). Ему не привыкать исполнять роли суровых армейцев и роли эти, надо отдать должное, ему удаются. Эрик Бана (Хут) удачно сыграл деловитого «дельтовца». Сэм Шепард был убедителен в роли генерала Гаррисона. Его переживаниям я поверил. Если я не ошибаюсь, Хью Дэнси сыграл медика. Опять же — верю. Блум (да, да. да, тот самый Блум) излишне молодцеват. Скорее, даже придурковат. Но, может, так и было задумано. Хартнетт играет старательно, но впечатления почему-то не производит. МакГрегор сыграл на редкость удачливую «конторскую крысу». Теоретически, местами его игра должна была вызывать улыбку. Не улыбнулся ни разу. Николай Костер-Вальдау (Гордон) и Джонни Стронг
(Шугарт) сыграли погибших «дельтовцев» (тех, что защищали вертушку) неплохо, но о матерости реальных бойцов не дотянули явно.
Мастер-сержант Гордон











Сержант первого класса Шугарт









Далее — промыв мозгов идИологией в начале фильма. Мрак. Выглядит опять-таки притянуто за уши, но это в американском кино воспринимается как практически неизбежный элемент.
Озвучка. Я был, мягко говоря, изумлен. Фильм категории R, из которого вылизана вся нецензурщина — это нечто. Я не любитель матов, но «черт возьми» далеко не всегда звучит естественно. Особенно после просмотра фильма с оригинальной дорожкой, где тот же самый МакНайт говорит либо на милитари-слэнге, либо почти исключительно матом, что и не удивительно. Второй прокол — это перевод военных команд с английского. Часть приказов просто не распознана как таковая. Другая часть… Ну, в общем, это не такая уж и беда, наверное, но по уху режет. Наши надмозги очень постарались. Это ни в коем случае не является изъяном фильма. Испохабленность данная лежит на совести исключительно наших «профи», умудрившихся изгавнякать фильм начиная с названия.
Критики фильма большей частью разделились на две группы. Одни говорят, что американцы не могли положить столько сомалийцев. Им предлагаю посмотреть официальную статистику сражения. Могли и положили, пользуясь авиационной поддержкой и возможностью более или менее координировать свои действия. Вторая группа злорадствует по поводу того, что американцы не умеют воевать. Особенно в наше мегапатриотическое время это остро обсуждается. Ну что сказать. Фильм демонстрирует многие особенности военных действий в городских условиях. Каменные джунгли для любого местного — исключительный полигон по отстрелу чужаков. И будь у сомалийцев налажена нормальная связь и координация - американцев выбили бы начисто. Несмотря на все пафосные крики о том, что они «элита», рейнджеры, принимавшие участие в той операции, были молоды и опыта не имели. Умеют или не умеют воевать - тема для отдельного обсуждения.
В общем итоге. Один из лучших фильмов в своем роде. Ставлю на одну линию со «Спасением рядового Райана» и «Мы были солдатами». Тем, кто еще не смотрел — рекомендуется однозначно.

P.S. Фильм оставляет своеобразное послевкусие. После первого просмотра долго не мог сбросить с себя оцепенение. Время от времени пересматриваю. Каждый раз нахожу что-то новое. Дамам и слабонервным рекомендовать не буду.



Комментариев нет:

Отправить комментарий