вторник, 15 июля 2014 г.

Превосходство без превосходности?

Как-то мне в последнее время везет на фантастические фильмы, которые в самом начале выглядят весьма привлекательными.
Но давайте я постараюсь упорядочить свои мысли. И начнем мы с общей информации.
Фильм - режиссерский дебют Уолли Пфистера. Вообще-то этот дяденька был с 2000 года "фирменным оператором" Кристофера Нолана и к его работе с кадром претензий, в целом, не было. Другое дело, что отдавать многообещающую идею в руки дебютанта в режиссерском кресле - это смелое решение.
Поддержку должен был обеспечить актерский состав. Несомненно, весьма мощный Джонни Депп. И я считаю его хорошим актером не потому что "уси-пуси это же Джонни!". Я его сужу не по дурачливым ролям, а по таким фильмам как "Кокаин", где он отыграл действительно качественно. Главную женскую роль отдали британке Ребекке Холл ("Престиж", "Дориан Грей", "Фрост против Никсона"). В актерском составе так же британец Пол Беттани, которого я глубоко уважаю за роль в "Играх разума". Из забавностей о нем - это он озвучивает систему "Джарвис" из "Железного человека". Морган Фримен. Как по мне - козырный король на задворках. Как-то... слабая роль для его масштабов.
Ну и, собственно, про сам фильм.
Мне очень понравилось начало. Очень. Все как я люблю в серьезной, вдумчивой фантастике. Отличный вкус Пфистера к кадрам, ракурсам заметен с первой минуты. Повествование идет неторопливо, без суеты, работа оператора и режиссера создают превосходную атмосферу. Конечно, изрядно портит впечатление набившая оскомину "террористическая угроза", но в целом - от нее просто стараешься отмахнуться, предвкушая серьезную философскую проблему. Слегка шаблонный образ рассеянного, увлеченного работой ученого.
Очень, очень впечатляет речь главного героя на конференции. Мне очень понравилось. Копнули вглубь, можно сказать.
А потом начинается нечто странное. Сложно будет говорить о моих проблемах с сюжетом этого фильма без спойлеров, но я постараюсь.
А ну-ка! Кто еще вспомнит Юрия из Red Alert? )
Все начинается с чисто технических несостыковок. Я не нейрофизиолог и не кибергуру, но фальш улавливаю. Особенно когда она начинает переть из игры слов и подмены понятий. И знаете... самое обидно, что главная идея - она не плоха. Но нет возможности ей наслаждаться, потому что мозг постоянно спотыкается о несостыковки в логике и построении сюжета. Раз за разом зрителя, который пытается осознать происходящее на экране, бьют лицом о стену противоречий в логике, окунают пытливым лицом в сюжетные дыры и постоянно нашептывают на ушко "Забей, забей, забей. Да тут лажа. Да, тут мы упустили сегмент. Да, тут мы прощелкали. А тут вообще сами запутались, поэтому ну его. Но смотри! Видишь? Там вдалеке? Это главная идея. И она мерцает вечной звездочкой". Да, мерцает. Только за всеми огрехами крайне паршивого сценария - ее почти не видно. И совсем все тоскливо становится с появлением наноботов. Сразу же вспоминается "День, когда Земля остановилась". То, о чем на экране говорят, совершенно несопоставимо с тем, что на экране показывают. Речь о масштабном противостоянии, а по факту нам показывают мелкую группу наемников-нубов и кучку энтузиастов. Нам говорят о сверхсиле, сверхразуме и т.д., о захвате власти, страшных угрозах и вселенском экстерминатусе, но... страшная сверхсила не использует и сотой доли возможностей, а очевидные решения приходят сверхразуму с изрядным торможением. То есть интереснейшую философскую проблему "Человек-Машина" свели сначала к банальному "ололо машины нас поработят", а потом локализовали до мелкой склоки, в которой обе стороны словно говорят нам: "Эх, уж мы бы развернулись! Но ладно.
Вяло, леди и джентльмены. Вяло. И даже тот факт, что склока в конечном счете подзагнула весь интернет и почти все электросети - как-то только поморщится заставляет. Персонажи постоянно путаются не только в отношении к происходящему и друг другу, но и просто в терминах. А несколько моментов просто заставили поставить на паузу, промотать назад и пересматривать снова и снова в тщетных попытках уловить логику происходящего.
Уолли, чей-та тут у тебя со сценарием накосячено, не?
Хватит одной пушки и миномета. А ты тогда, чур не будешь изламывать все в этом мире в своих целях".
Очень многообещающее начало. Ну вот прямо как в "Прометее" было. Тоже отличная атмосфера на старте. И такая же каша из шаблонов и клише с середины. Ближе к финишу логика приближается к уровню "Если вчера апрель, то кто третий в очереди за кузябликами?". Масса ненужных персонажей. Масса бессмысленных слов, действий. Неплохая игра актеров, да. Но! Неплохая и не более. На самом деле реальные требования к актерскому мастерству были только для Ребекки и Пола (я считаю - оба справились), остальные могли просто проговаривать текст, совершенно не напрягаясь. Что, собственно, и делали. Честно, но без души, потому что особая душевность элементарно не предусмотрена сценарием и характеристиками персонажей. Ну тесно им. Негде развернуться. То есть Депп, Фримен - они просто не нужны в этом фильме по большому счету. С их ролями справились бы и актеры гораздо меньшего калибра, такие работы им чести не делают абсолютно.
Юрий болеет.
Интереснейшая идея. Изысканная, я бы даже сказал, работа операторов. И-и-и!.. Ничего. Волшебное, звенящее ничего. Невнятное послевкусие с сильной нотой недоумения и досады от загубленной идеи. Уже после первой трети просмотра становится понятно, почему у фильма с такой роскошной идеей и таким шикарным актерским составом оказался такой грустный рейтинг.
P.S. В комментах к голосованию была фраза: "Мне кажется фильмы и не стоит сравнивать т.к.слишком разные жанры.". Жанры разные. Косяки одинаковые. По дивному стечению обстоятельств на момент создания опроса я еще не смотрел "Превосходство". Но судьба не зря свела эти фильмы вместе. Сценарий оказался слабым местом в обоих случаях. Так что - не зря я их поставил рядышком.
P.P.S. Ну что, делать обзор на "Трансформеров" последних? )

4 комментария:

  1. Хм... вот знаешь , Дим, не соглашусь с тобой в некоторых моментах. Может ты устал, может я вижу то что хочу видеть... не суть.
    А суть вот в чем... Ну начну с названия - "Превосходство"... хотя нет - к нему вернусь в конце. С чего же начать?.. Ну давай по порядку статьи что ли.
    Технические не состыковки... электроды в мозг, некое сканирование и т.п.. Конечно - чушь. Но, как ты справедливо заметил - вдалеке главная идея. Вот тут то я как раз и разочарован, что ты ее не разглядел. :(
    По твоему речь о масштабном противостоянии?.. Не заметил. А хотя нет... да, жуткое противостояние с одной стороны и... а вот тут не ожидано... да? ...не просто желание выжить, но порой наивное стремлении к лучшему - улучшению мира без нанесения вреда с другой стороны ("противостояния"). Без зеркала как то. Непривычно, потому и не понятно. "Как же так?! Такая мощь и не сопротивляется?! НЕ ПРОТИВОСТОИТ (сука)! Не разносит все в пух и прах, не валит мразей?!!! Херня а не фильм!!! Где же мясцо?!!! Ведь мы за героя, а он как тряпка что ли?... Нет, не верим! Это же не состыковка, отсутствие логики!... Потому - ХЕРНЯ!" и т.п. и т.д.. Дим, так что ли? Ты этого ждал?
    Страх одних и.. вот тут внимание (возвращаюсь к названию) - ПРЕВОСХОДСТВО другого. Превосходство не в силе (пусть ее у него хоть жопой жуй), не в технологиях (аналогично)... а в человечности, в любви, в доверии, в надежде... в желании помочь всем. Мда... не йекшен блин... а ведь так ждали?.. Ведь правда?
    То что "актеры не доиграли" пожалуй соглашусь. Хотя меня зацепила идея.. и по мне так я смотрел фильм читая ее. Поэтому видимо не особо вдавался в технический бред авторов.
    Тот случай когда превосходство попало в те руки, в бережные и аккуратные... и как на это отреагировали обезьяны. Смотришь и реально понимаешь - недоросли они еще... до всепрощения.
    Не то "превосходство" ты разглядел... :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вить, вот сколько раз я писал, что идея шикарна? Для меня двуслоечка из взаимодействия "Человек-Машина"+"Сверхразум=Сверхдобро=Благо???". И не захоронили ли ее? Наглухо? Под псевдонаучным бредом и выводкой на идиотское противостояние? Где именно я говорил, что главная идея - масштабное противостояние? Это сценарий пытаются к нему свести и это персонажи говорят об этом. Не я - пересмотри ;) И фильм херня, не потому что нет мяса. А потому что богатейшую, глубокую идею - закопали в глупость. От философии отошли. До противостояния не дошли. Ни рыба, ни мясо. Соя.

      Удалить
  2. Где именно говорил?.. Ок. Цитирую:"То, о чем на экране говорят, совершенно несопоставимо с тем, что на экране показывают. Речь о масштабном противостоянии, а по факту нам показывают мелкую группу наемников-нубов и кучку энтузиастов. Нам говорят о сверхсиле, сверхразуме и т.д., о захвате власти, страшных угрозах и вселенском экстерминатусе, но... страшная сверхсила не использует и сотой доли возможностей, а очевидные решения приходят сверхразуму с изрядным торможением. То есть интереснейшую философскую проблему "Человек-Машина" свели сначала к банальному "ололо машины нас поработят", а потом локализовали до мелкой склоки, в которой обе стороны словно говорят нам: "Эх, уж мы бы развернулись! Но ладно." (копипаст в максимуме, что бы не обвинили в вырывании из контекста ))))
    Дим, что мне не понравилось в статье - ты много говоришь о "качестве" съемок, актерах и т.п., и ни слова не говоришь философской идее "превосходства" в фильме. Но (привел цитату) делаешь акцент на противостоянии и тут же сливаешься с нее в коменте. )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эм... И опять же - а где я тут говорю что идея фильма в масштабном противостоянии? Еще раз - пересмотри фильм: об этом говорят персонажи )
      А говорить в статье о философской идее можно в том случае, когда вокруг нее построен фильм. А не когда она угроблена на корню. Не на этом ли я делал акцент?
      Хочешь обсудить идею? Давай, я только за, она интересна. Это можно сделать в отдельной публикации. Но эта конкретная статья - обзор фильма. Не убитой в фильме идеи, а фильма. Целиком.
      Так что вот )

      Удалить