суббота, 28 июня 2014 г.

Лунная радуга

 – Устала, малышка? Взять тебя на руки?
   – Нет, папа, нет. Пап, привези мне, пожалуйста, тайну.
   – А зачем тебе тайна?
   – Самое интересное на свете, вот!
   – Кто сказал?
   – Мама сказала.
   – В следующий раз ты ей ответь: самое интересное на свете – жизнь. А тайна… просто она делает интересную жизнь еще интереснее.

Павлов. "Лунная радуга. мягкие зеркала".

Прошу прощения за задержку - проблемы с энергоснабжением лично Сарказматика и его компьютера. Особенности осадного города дают о себе знать. Спасибо, что дождались.
А рассказать бы хотелось о романе-дилогии, который, в свое время, стал для меня неким откровением.
Будем говорить прямо. Есть циклы книг и миры, которые прорекламировали и пропиарили широкими и щедрыми мазками по медийному пространству. А есть отечественные. Вы же знаете или, по крайней мере, слышали про мир Star Trek (Звездный путь) или Star Wars (Звездные войны). Но не многие из вас слышали про мир "Лунной радуги", например. Только лишь потому, что про них в свое время не сняли эпичный фильм со спецэффектами?

Давайте вспоминать, что вам вообще знакомо из "старой" отечественной фантастики? Стругацкие - многим, если не всем. Отчасти на идее их мир из "Пикника на обочине" сделали компьютерную игрушку. Снят ряд фильмов по их творчеству. Один хуже другого. Атмосферу так и вовсе передали только в одной экранизации (и да, я говорю о Тарковском). Что еще из фантастики? Возможно, Станислав Лем со своим "Солярисом".
Павлов и его приз "Аэлита 85"
А ведь немного грамотного продвижения и многие работы отечественных авторов могли бы стать не меньшей сенсацией. Кто читал повести Стругацких о первых шагах человечества в космосе? Да, очень ранние и пафосно-наивные работы. Ощущается некоторый "соц-заказ". Но уж не наивнее той же самой "Одиссеи", хотя уж куда более прикладные, скажем так. Но экранизация их была бы, при должной постановке, весьма успешна. Потому что размах они брали капитальный. Кстати, есть мечта. Увидеть всю их серию от "Страны багровых туч" (создана в 1959 год, между прочим) до "Волны гасят ветер"(1984). Весь путь человечества от первых шагов на другие планеты до пост-утопии на экране. Разве не здорово?
Но были люди, которые писали серии менее эпичные, но не менее значимые, хотя и обойденные вниманием широкой публики. К таким писателям относится и Сергей Павлов.
Вообще был он геологом. По временам Союза - жутко романтичная профессия. Все эти годичные экспедиции в глушайшие ебеня дали с кострами, неизведанными краями и т.д. Ну, вряд ли, люди свежее 85 года издания поймут всю прелесть такой жизни. Реалии профессии были чуть менее эпичными - грязь, насекомые, недожор, недосып и, опять же, е дали, которые через некоторое время надоедали больше, чем зуд в бороде и тушенка. Кстати, у Стругацких в первых книгах тоже один из главных героев (а именно - Дауге) был геологом. Дань, своего рода. Короче, в 1963 году вышел его первый рассказ. Как не странно, но писал он не об опасностях походных, которые для него, по сути, были вещами вполне прозаичными. Он начал писать фантастику. И фантастику весьма успешную, следует признать. А уже в 1978 году выходит первая часть интересующей нас дилогии - роман "По черному следу". В 1983 выходит вторая часть серии - "Мягкие зеркала".
Концепт "ЛР". Работа Александра Ремизова
Пересказывать сюжет, разумеется, не стану. Но любителям качественной фантастики - очень рекомендую. Тут не будет перестрелок с инопланетянами. Вообще. Тут и инопланетян-то не будет. Но будет загадка. Потому что человечество, едва шагнувшее во Внеземелье (термин, кстати, принадлежит именно Павлову), едва начавшее изучать незнакомый мир, столкнулось с удивительным фактом: Внеземелье начало исследовать человечество. Медленно и неторопливо оно начало запускать щупальца в человеческий вид, пробуя его на прочность. Корежа и убивая, изменяя и сводя с ума. И для этого вовсе не нужны инопланетяне. 
Чем лечить болезни, природа которых не может быть изучена? Как оградить пионеров космоса от того, о чем пока нет ни малейшего понятия? Это не показушная война Добра со Злом. Это упругое противодействие Космоса, вторжению в себя. Еще в одной из первых глав происходит следующий диалог:
-...Он начинает подозревать, что с помощью средневековых цепей, ржавых ферм и современных огнетушителей моделировать варианты «космических неожиданностей» ему не под силу. Это гложет его… Вбил себе в голову, что обычных тренировок нам недостаточно. Ищет для полигонов некий универсум, посредством которого надеется привить нашему брату иммунитет против любых — любых! — сюрпризов Внеземелья. У меня духу не хватило сказать ему прямо, что задача неразрешима в принципе…
-...Я знаю, что у тебя на уме. — Лангер сочувственно ткнул товарища кулаком в плечо. — Космос, дескать, щедр ка сюрпризы, разбираться в которых с помощью лучеметов нехорошо, неэтично…
   — Прежде всего непрактично, — вяло огрызнулся Фрэнк.
Диалог, как оказывается дальше, ключевой. Внеземелье не ставит задач, для которых нужны бластеры, ракеты и пушки. Все это становится обузой. Неожиданно возникающие болезни, аномалии, загадки, загадки, загадки... И нет злых и кровожадных инопланетян, которых можно было бы обвинить во всех бедах и на которых можно было бы нацелить лазеры. Есть только космос. Огромный. Молчаливый. Равнодушный. Убивающий десантников передовых отрядов. Калечащий людей сотнями в тех местах, которые уже давным-давно считались обжитыми и безопасными. Проглатывающий с одинаковой легкостью разведывательные рейдеры и целые базы. И делающий это не по какой-то чудовищной жестокости, а просто по своей природе.
А что если Космос способен не только убивать? Что если Космос способен делать подарки и осуществлять желания? Если он меняет всех людей медленно и неотвратимо? Что если люди на фронтире больше вообще не люди?
Еще одна работа А. Ремизова
Мне первая часть пошла тяжело в свое время. Тогда я читал не особо "утяжеленную" серию "Миры смерти" от Гарри Гаррисона. Изрядно ироничные и полные действия повести. После них первая глава "Лунной радуги" пошла тяжело, как жареная свинина после птичьего молока. Но, после тщательного пережевывания, пришло понимание, что такую литературу я люблю куда больше, чем легенькие книжки на один раз. Действие в "Лунной радуге" разворачивается неторопливо, а чтоб ощутить некоторые моменты нужно очень сильно нырнуть в атмосферу. Вот вам небольшой спойлер. Один из астронавтов приобретает возможность превращать дерево в радиоприемник. Полноценный, да. Можно пожать плечами и сказать "ерунда, мелочи, причуды внеземелья". А можно на секунду задуматься и ощутить мурашки на спине. Потому что сегодня у вас человек превращающий ветку в радиоприемник. А завтра? И самое важное - как? Откуда такое? Что он еще может? Какими будут его дети? Это уже не вирусы-бактерии. Это аномалия. Аномалия, которую притащили из космоса. Неизвестно откуда. Неизвестно как. Неизвестно что это. И кем теперь считать человека с этой возможностью? Больным? Человеком ли вообще? Что с ним теперь делать? Это подарок человечеству или предупреждение?
Сразу говорю - если не можете представить себе всю чудовищность подобного факта и важность таких вопросов, то книгу лучше не читайте. Она требует некоторой способности к глобальному мышлению и аналитике. Без этого "Лунная радуга" покажется вам пресной.
Вообще в "Лунной радуге" много флешбеков и отсылок к прошлому, так что читать "по диагонали" смысла нет. Если предпочитаете книги с "пиу-пиу" - обойдите "Радугу" стороной. Книга о борьбе. Книга о храбрых людях и тяжелых решениях. По атмосфере чем-то напоминает все тот же "Солярис". Сугубо интеллектуальная фантастика для людей с хорошим воображением и масштабным мышлением, как я уже говорил.
Означает ли это, что книга "вязкая" и в ней мало действия? Вот уж точно не сказал бы. Земля, Меркурий, система Урана, орбитальные базы, разведывательные рейдеры, полигоны и конференц-залы Международного управления космической безопасности и охраны правопорядка, десанты, расследования, битвы характеров и самое главное: противостояние человека и Внеземелья. Внимание к деталям и мелочам. Множество тонко проработанных технических аспектов. Павлов создал полноценный мир будущего, со всеми его аспектами. И убрав войны, объединив усилия человечества в исследовании Внеземелья, он вовсе не нарисовал утопию. Мир не стал дружелюбным и добрым. Он остался прежним. Звездам нет дела до людей. Но если людям есть дело до звезд... что ж, придется принимать новые правила игры.
Человек, пожалуй, один из самых приспосабливающихся видов на Земле. Но сможем ли мы говорить о себе такое, когда выйдем за пределы Земли, где мы появились? Что изменится в человеческой природе, чтоб приспособить человека к миру Внеземелья? И чего это будет нам стоить? Сможет ли человек остаться человеком, заполучив все подарки и сюрпризы чужой для себя среды?
Повторюсь. Очень хотел бы качественную экранизацию данного произведения. Одна уже была, но, мягко говоря... слабенькая. А новую хотелось бы без Бондарчука, если вы понимаете, о чем я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий